Хазбургер и дикбургер
Фото ИТАР-ТАСС, Александра Мудрац.

Фото ИТАР-ТАСС, Александра Мудрац.

Почему жители Чечни жалуются на заведения быстрого питания

Выражение «Чечня — это один из наиболее динамично развивающихся регионов России» в республике повторяют так часто, что это уже набило оскомину. Хотя спорить с этим утверждением сложно. Последние годы Грозный превращается в современный российский город, сохраняя при этом восточную исламскую специфику и отличаясь от других новизной и размахом. Торговые центры, парки аттракционов, кафе и рестораны, банки, магазины известных российских и иностранных брендов — все то, что еще недавно казалось далеким и едва ли возможным, сегодня становится обыденным и привычным. При этом одной из самых заметных тенденций стало появление огромного числа заведений быстрого питания, фастфуда. Правда, качество услуг, предоставляемых в таких заведениях вызывает у жителей столицы, как правило, лишь раздражение и недовольство.

Индустрия фастфуда завоевала Грозный всего за два года. Интересно, что владельцы большинства из них не затрудняют себе жизнь выдумыванием оригинального названия, а так или иначе копируют бренд и логотип всем известного мирового лидера этой сферы из США — «McHouse», «McDowell», «McBurger» или просто «FastFood».

Чеченцы всегда отличались любовью к национальной кухне и традицией обедать и ужинать дома. Но и чеченские привычки оказались бессильны против мощи и притягательности фастфуда. Заведения быстрого питания переполнены, а клиентам не всегда удается найти свободное место.

– Знаю, что это вредно. Все знают, но зато это очень вкусно и недорого. Можно сказать, что всю свою стипендию я оставляю в ближайшем кафе, — говорит студент 4 курса Нефтяного университета Исмаил.

Основным потребителем «быстрой еды» стала молодежь, всегда и везде восприимчивая к новому. Но бургерам все возрасты покорны. В таких заведениях можно встретить всех — от маленьких детей до пожилых людей.

– Главное преимущество фастфуда понятно уже из его названия — это быстро. Времени всегда не хватает, а благодаря таким кафе можно пообедать за 15-20 минут, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» сорокалетний таксист Адам.

– Клиентов очень много, у меня почти нет времени для отдыха — говорит продавщица Медина, работающая в киоске быстрого питания в самом центре города. — Особенно часто берут дикбургеры («дик» в переводе с чеченского значит «хороший») и хазбургеры («красивые бургеры»).

«Сервис не плохой, его вообще нет», — такую общую оценку сферы услуг в Чеченской Республике дали горожане, опрошенные корреспондентом РП.

В книге жалоб и пожеланий одного из заведений удалось найти только негатив. Например, замечание на всю страницу — «Чизбургер без сыра??? Все равно что машина без колес!». Или выведенное аккуратным женским почерком обращение — «Уважаемые, просим не добавлять так много воды в Pepsi… Она отвратная…».

– Такое чувство, что собственникам совершенно безразличны их клиенты, придут ли они к ним снова, какими отзывами поделятся с другими. Их словно вообще не волнует имидж организации. А о том, что такое маркетинг и связи с общественностью, кажется, вообще никто не знает. Работают по принципу «вы в следующий раз не придете, ну и что, придут другие, куда они денутся», — возмущается госслужащий Ислам Магомадов.

Такие проблемы характерны не только для общепита. В сфере финансов, страховании, индустрии развлечений чеченцы жалуются на медлительность, грубое и неуважительное отношение к клиентам, недобросовестность. Приехав на первый утренний сеанс в единственный в Грозном кинотеатр, можно обнаружить например, что кассиров нет. «Не знаю, где кассиры, должны быть здесь. Просто утром мало зрителей, вот они, наверно, и не пришли», — отвечают на это работники кинотеатры.

Директор крупного кафе-ресторана Ахмад встретился с корреспондентом РП рано утром, потому что «после времени уже не будет».

– Жалобы у нас идут постоянно. Нередко возникают даже конфликты. Нас все ругают, но клиенты тоже должны нас понять. Где нам взять хороших официантов? Чеченцы у нас на такую работу не идут, считая ее несолидной и несерьезной. Немногие отцы отпускают своих дочерей работать официантками, где им, в основном, приходится общаться с чужими, незнакомыми мужчинами. А работать в ресторане своей жене вообще почти никто не разрешит. Представителей других народов в Грозном так мало, что на них тоже надежды нет. Вот и получается, что хороших сотрудников просто не найти. К тому же нельзя взять на работу любого человека с улицы, многое нужно уметь. В Москве, например, есть целые школы, специальные курсы для официантов и других работников общепита. К тому же у многих клиентов горячий нрав, они могут создать неприятную ситуацию из-за какой-то мелочи, на которую другие даже не обратили бы внимания, — рассказывает Ахмад.

Сервису в условиях рыночной экономики в регионах России уже более 20 лет, он уже достаточно развился и становится все более зрелым. Чеченскому сервису всего 5-6 лет, может, поэтому он пока и остается «детским».

Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»